пятница, 5 ноября 2010 г.

Ремёсла Егорьевского края

В сегодняшней публикации - материалы по ремёслам нашего края из архива школьного музея. Этот доклад - итог многолетней поисковой работы по теме "Народные умельцы нашего края". Иллюстрирует его соответствующая презентация (смотрите следующее сообщение).

…И МИР СТОИТ НА МАСТЕРАХ
(РЕМЁСЛА ЕГОРЬЕВСКОГО КРАЯ).
Доклад Андрея Некрасова на районной краеведческой конференции
(ноябрь 2009 г.)

Видели ли вы дымковскую красавицу с коромыслом? Любовались ли полыхающими розами на жостовских подносах, при виде которых от зависти сохнут живые розы? Вглядывались ли в утонченные узоры вологодских кружев, где лето притворяется зимой, а зима – сказкой?
  Эти вещи можно встретить в музеях и на базарах, за ними несколько столетий традиций, но делают их сегодня, сейчас. Каждая из них – нота в нескончаемой мелодии народной культуры.
  Вот об этом – о народной культуре, современном народном творчестве – и пойдет сейчас речь.

 
Мир народной культуры ярок и многообразен. Видов ремёсел десятки, если не сотни. И каждый может отыскать в этом разнообразии занятие себе по силам и по душе. Ибо действительно творчество – это праздник души. Особенно важно это сегодня, когда всех нас буквально захлестнула волна многочисленных, доступных по цене, но, увы, одинаковых вещей. А между тем лишь одна деталь, выполненная с любовью, несущая в себе печать того хорошего настроения, с которым она создавалась, способна придать интерьеру или костюму  индивидуальность и неповторимость. Именно поэтому во всем мире сейчас так высоко ценятся вещи ручной работы и так широко распространено увлечение всевозможными видами декоративно-прикладного искусства.
  В нашей стране еще не так давно почти безраздельно царствовал дефицит на все на свете, так что народ жил в соответствии с известной поговоркой «голь на выдумку хитра». Вот и создавали мастера-энтузиасты дивной красоты вещи практически «из ничего». Да и сейчас, после кратковременного периода восторга перед «базарным» изобилием многие из нас тоже начали потихоньку осваивать различные ремесла, которые позволяют разнообразить свой быт, а то и неплохо заработать.

  Я хочу рассказать вам о ремёслах, распространённых на Егорьевской земле и о тех людях с «творческой искоркой» в душе, которые живут рядом с нами.

   Егорьевск – старинный торговый и ремесленный центр. На огромной Никитской площади ежегодно в сентябре несколько дней шумела ярмарка с многочисленными торговыми рядами, каруселью, цирком. Торговали там и привозным товаром, и изделиями местных умельцев. Никитская ярмарка была самой широкой из всех городских и устраивалась она приблизительно в том месте, где сейчас расположен ЦКиД «Пегас». Название ярмарка получила от церкви Никиты-мученика, находившейся неподалёку.
    В Егорьевском уезде всегда были широко распространены промыслы и ремёсла. Так, егорьевских плотников знали далеко за пределами Рязанской и Московской губерний, а наличники и другие декоративные атрибуты сруба, исполненные пропильной техникой, характерной для наших мастеров, можно было встретить во многих городах центральной полосы России. Из нашей деревни Поповская, по воспоминаниям старожилов, на заработки в Москву в годы нэпа отправлялась целая артель мастеров-плотников под руководством Ефима Головёнкова. Именно за счёт этих заработков избы в деревне были перестроены и приобрели современный вид. Традиция продолжалась и в дальнейшем. Мой родственник Василий Иванович Князев, уроженец д.Василенцево, работал на реставрационных работах в некоторых зданиях Московского Кремля в 1960-х годах.
        Из других массовых ремёсел были развиты наночные производства (изготовление ткани-нанки), плетение лаптей и корзин. В отдельных волостях и поселениях проживали бондари (Василёвская и Двоенская волости), изготовители спичек (Починковская), телег и экипажей (д.Агрызково и Бережки), гончары (Михали), кровельщики (д.Трубицыно), отхожие пастухи (с.Дмитровка, Княжево). Постепенно стали образовываться промышленные заведения. Первыми заявили о себе текстильные предприятия, когда в 1825 году крестьянин Карцев из д.Алёшино открыл в Егорьевске ткацкую фабрику. В 1868 году в городе и уезде было уже 138 мастерских и механических заводов и фабрик, а в 1906 – уже 442.

   Территория нашего района относится к древнему Гуслицкому краю, где в конце XIX – начале XX  веков процветали такие промыслы, как медное литьё и иконопись.
    Среди характерных особенностей гуслицкого литейного стиля – наличие просечного овершья иконных складней и створцев, часто выполненное в виде 3-7 херувимов, а также верха в виде церковной маковки. Гуслицкое литьё, большей частью грубоватое, несмотря на своё техническое несовершенство, ценится за разнообразие и традиционность формы. По сохранности древнего стиля оно превосходит две другие известные литейные школы – северную и московскую. Это объясняется тем, что литейные формы хранились в гуслицких семьях веками и передавались по наследству. Литьё местного производства было значительно дешевле московского и северного, оно было доступно большинству обычных людей.
    Народная икона XIX века (а в Гуслице и Егорьевске процветал именно этот вид промысла) создавалась при сильнейшем межрегиональном культурном взаимодействии. Гуслицкой иконописной школе присущи следующие черты:
1.     Тесная связь с гуслицкой рукописной книгой и лубком. Иконы писали по всей России, школы же лубка известны всего три – Выгодская, Московская и Гуслицкая. В Гуслицкой иконописи явно проступают черты местной книжной и лубковой графики, не применявшейся иконописцами  других регионов (чёрные штриховки и оконтуривания, лаконичность рисунка и малый набор живописных приёмов).
2.     Широкое использование тёплых охристых красок, приготовленных из местных глин, а также сочетание тёмно-синих и малиновых тонов, достигаемое путём использования особых покрытий и олиф.
Большинство икон Гуслицы старообрядческие, бережно хранящие древний канон, однако мастера работали и для прочих православных верующих.

        Откуда взялось слово «гончар? Оказывается, все изделия из глины обжигали в специальных печах-горнах. В старину мастеров, работающих с глиной, называли «горнчарами», но со временем буква «р» потерялась, и мы получили слово «гончар».
        Кроме серьёзных изделий, гончары делают и изделия «для души», для забавы. Это различные игрушки: свистульки в виде разных птиц и животных, игрушечную посуду, которая напоминает настоящую, украшения.
        Но первым и необходимым изделием гончара считают посуду: чаши, блюда, кувшины, крынки и другую бытовую утварь. Кроме того, гончары делают и декоративные изразцы для облицовки печей. Изображения на этих плитках-изразцах были очень разнообразны: сценки из сказок, охоты, реальные и фантастические животные, птицы, растения.
       Есть такая народная поговорка: «Блестишь, как горшок маланьинский». Она родилась на егорьевской земле. Глина здесь замечательная, с оттенком «солнечного черепка», не требующего дополнительных красителей и технологий доводки  до товарного вида изделия. Ещё в XIX веке жители д.Парыкино, Семёновская, Михали славились гончарных дел мастерами. Различная кухонная утварь, изготовленная этими мастерами, была ходким товаром не только в Московской и Рязанской губерниях. Купцы из других регионов России охотно приобретали егорьевскую посуду большими партиями, давая возможность нашим предкам безбедно жить и развиваться.
     В 1990-х годах древнее ремесло возродилось на базе предприятия Егорьевской сельхозтехники. Его руководство сдало в аренду помещение под керамическое производство, получившее в дальнейшем сертификат предприятия художественного промысла.

       Издревле на Руси было распространено плетение из лозы. Плели повсюду, где росла ива. Сейчас это ремесло полузабыто, плетельщиков осталось мало, да и те делают в основном корзины для грибников или для хозяйственных надобностей. А ведь из лозы можно сплести массу красивых и полезных вещей: дачную мебель, вазы, кашпо, абажуры и многое другое, что блестяще доказал наш земляк из д.Поповской Иван Максимович Головёнков. Его работы неоднократно занимали призовые места на районных выставках прикладного искусства. Небольшая коллекция изделий этого мастера хранится в Бобковском СДК, есть они и во многих домах односельчан. К сожалению, несколько лет назад мастер умер.
      А в нашем посёлке появилась новая мастерица-плетельщица из лозы – Елена Андреевна Гусева. Её корзинки, вазы, настенные панно, хлебницы уже несколько лет занимают почётные места на школьных выставках декоративно-прикладного искусства, есть её работы и в экспозиции школьного музея. Много раз Елена Андреевна принимала участие в городских ярмарках.

         Основным строительным материалом у нас всегда было дерево, а деревянной архитектуре сопутствует такой вид ремесла, как резьба по дереву. Истоки его прослеживаются с древнейших времен, когда изображения небесных светил, зверей и птиц носили культовый характер. Так, среди изображений животных особенно почитался конь – один из символов доброго божества, олицетворение порывистого ветра, бури. Считалось, что конь отгоняет от жилья злых духов и приносит счастье, поэтому его изображение укрепляли на самом высоком и видном месте дома, отсюда и название «конёк крыши».
   Наибольшее развитие домовая резьба получила к началу ХХ века. Каждый хозяин стремился наряднее украсить резным декором свое жилище, поэтому украшалось всё – окна и балкончики, карнизы и фризы, наличники окон и дверей… За примерами далеко ходить не надо – стоит лишь обратить внимание на дома в с. Никиткино, начиная с дома № 99 и дальше. Что ни дом – то индивидуальный стиль, ни одна деталь не похожа на те, что у соседей! К сожалению, всей этой красоте уже немало лет, под действием непогоды она медленно разрушается. Поэтому наши краеведы (с разрешения хозяев домов, конечно) начали работу по фотографированию лучших фрагментов домовой резьбы. И дело это еще не закончено.
   В наше время традиции прекрасного промысла резчиков по дереву сохраняют и развивают наши земляки. Алексей Владимирович Желтов (д.Поповская) украшает резьбой предметы быта, Виктор Иванович Зиновьев (с.Круги) создает великолепные деревянные скульптуры животных, оригинальной резьбой по дереву украсил своё жилище житель села Никиткино Алексей Васильевич Алюлин. Их работы украшают выставки художественного творчества, которые регулярно организует для учащихся нашей школы актив школьного музея.
     В школьном музее хранятся работы нашего земляка, жителя д.Поповская Михаила Ивановича Тараканова – резное панно «Лель», а  также живописные полотна на сказочные темы, украшавшие школу.
   Внимание всех проезжающих через деревню Старое привлекают несколько домов на окраине. Резьба на домах и ажурные «башенки», из которых сейчас сохранилась лишь одна, выполнил местный мастер, участник Великой Отечественной войны Василий Николаевич Селезнёв.

  Еще одно древнее и молодое ремесло – художественная вышивка. Для русской вышивки характерны мотивы геометрические и растительные, а также изображения фантастических зверей и птиц. Техник вышивки не счесть – это и прорезная гладь, и владимирское шитьё, белая и цветная гладь, простой и болгарский крест… В наше время началась новая волна увлечения этим древним и молодым искусством, немало его поклонников среди учителей и учеников нашей школы.  А в д.Бобково и в д.Поповская живут прекрасные мастерицы-вышивальщицы – Мелания Борисовна Контарёва (которая, кстати, тоже работает в нашей школе) и Клавдия Васильевна Тишкина. Яркими красками радуют их работы – рушники, вышитые картины, скатерти, салфетки, диванные подушечки, выполненные с непогрешимым вкусом и тончайшими цветовыми переходами. Немало своих работ, выполненных в техниках креста, глади и прорезной глади, эти мастерицы передали в дар школьному музею.

   Творчество всегда занимало важное место в жизни человека. Без возможности самовыражения люди просто не смогут жить. Творчество – это свобода, возможность быть личностью, а не унылым потребителем. Для того, чтобы овладеть основами какого-либо ремесла, сейчас есть все возможности – издается масса специальной литературы, в магазинах можно найти все необходимые инструменты и материалы, а главное – рядом с нами живут те люди, которые могут передать желающим свой опыт, научить секретам мастерства…И неплохо было бы, если бы каждый из нас увлекся каким-нибудь видом ремесла. Недаром народная мудрость гласит:

                                    Можно в лодке плыть и без весла,
                                    Можно жизнь прожить без ремесла.
                                    Но ты сделай всё ж себе весло,
                                    Чтоб тебя на мель не занесло.
   
ЛИТЕРАТУРА.

1.     Семашко Е.Н. Домашние ремёсла, М., 1987
2.     Я познаю мир. История ремёсел, М.. 2001
3.     Газета «Знамя труда» от 28.01.2000
4.     Газета «Знамя труда» от 04.08.2000
5.     Архив музея МОУ «Поповская средняя общеобразовательная школа»
6.     Основы художественного ремесла, М., 1978
7.     Горичева В.С., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина, «Академия развития», 1998
8.     Смирнов В.И. Мы – егорьевцы! М., 1999
9.     Газета "Знамя труда" от 21 и 28.09.2001
   10.   Газета "Знамя труда" от 15.09.1998

  

Комментариев нет:

Отправить комментарий