пятница, 29 апреля 2011 г.

Устный журнал "Край наш Егорьевский" (текст).


С большим опозданием, но всё же публикую текст устного журнала "Край наш Егорьевский". Здесь три сообщения учащихся на разные краеведческие темы и викторина. Источники для подготовки этого мероприятия - семейные архивы учащихся, архив школьного музея и материалы Интернета.


УСТНЫЙ ЖУРНАЛ
«КРАЙ НАШ ЕГОРЬЕВСКИЙ»

СТРАНИЦА 1.
СВЯТЫЕ МЕСТА И СВЯТЫЕ МУЧЕНИКИ НАШЕГО КРАЯ.
    
      Духовная жизнь нашего родного края многие века была связана с храмами и их служителями. Сегодня я хочу рассказать о судьбах двух людей, живших в 1-ой половине 20 века в наших краях и канонизированных церковью как мученики , а также об истории часовни в д.Поповская.
      Димитрий Кедроливанский родился 15 мая 1890 года, в семье псаломщика Троицкой церкви села Шарапово Егорьевского уезда Рязанской губернии (ныне Шатурский район Московской области).
    По окончании духовного училища Димитрий поступил в Рязанскую духовную семинарию, но не окончил её, т.к. умер его отец, и мать попросила сына вернуться домой, как единственного кормильца. По возвращении из семинарии Дмитрий занял в Троицком храме место своего покойного отца. Здесь, а затем – в селе Кузнецы Егорьевского уезда, он прослужил несколько лет псаломщиком.
    В 1922 году он был переведен на свое прежнее место в Троицкий храм села Шарапово, а в 1925 году рукоположен во диакона к этому храму. Здесь, в Троицком храме, отца Димитрия настигли первые гонения. В 1929 году он был арестован за неуплату налога и отправлен в ссылку в Тамбовскую область вместе с семьёй. По окончании срока ссылки Отец Димитрий вернулся на родину. В 1936 году  он получил благословение правящего архиерея на служение в селе Круги Егорьевского района. Приход был бедный, поэтому у прихожан часто не было возможности отблагодарить батюшку за требы, и он служил совершенно бескорыстно.
     С осени 1937 года сотрудники НКВД стали собирать сведения об отце Димитрии. Председатель сельсовета дал для НКВД справку об отце Димитрии: «Кедроливанский заставлял старушек ходить по дворам и собирать деньги для церкви и их запугивал, в случае, если не соберут они денег, то церковь закроется». Вызванная следователем на допрос уборщица храма также оклеветала батюшку: «Священник говорил, что колхозник работает много, но за свою работу получает мало, весь урожай советская власть заберет и колхознику ничего не оставит. Духовенству жить стало трудно, религию советская власть притесняет. Кедроливанский восхвалял воспитание в старой школе и, возводя клевету на советское воспитание детей, говорил, что при советской власти дети стали распущенными, раньше дети были воспитаннее и старших почитали».
   Сначала отцу Димитрию предложили снять с себя сан и публично сообщить об этом, но он категорически отказался.
    Ночью 20 января 1938 года священник Димитрий был арестован и заключен в Егорьевскую тюрьму. Незадолго до этого батюшке пришлось уплатить полагавшийся налог, и после его ареста семья осталась без средств к существованию. Матушка Александра Никандровна очень горевала и не знала, как теперь прокормить детей. Но стали приходить один за другим прихожане и приносить деньги и продукты.
       11 февраля 1938 года тройка НКВД по Московской области приговорила отца Димитрия Кедроливанского к расстрелу. Он был перевезён в Бутырскую тюрьму, а затем, 17 февраля 1938 года, расстрелян на полигоне Бутово и погребен здесь же, во рву, в безвестной общей могиле.
      
      Преподобномученица Евгения (Лысова) родилась в 1892 г. в селе Никиткино Егорьевского уезда Рязанской губернии в семье владельца небольшой бакалейной лавки Афанасия Лысова и в крещении была наречена Евдокией. Образование Евдокия получила в церковноприходской школе. В 1916 г. скончались родители, обе ее сестры к этому времени вышли замуж и жили отдельно, и Евдокия решила посвятить свою жизнь служению Господу. Она продала домашнюю скотину, а доставшийся ей от родителей дом отдала сестре, получив от нее взамен небольшой домик, в котором она и устроила себе келью. В 1926 г. пострижена в монашество с именем Евгения. И когда монастырь был закрыт, она вернулась в родное село и стала прислуживать здесь при Покровской церкви.
В июне 1931 г. были проведены аресты среди монахинь и верующих в Егорьевске и в ближайших селах в связи с тем, что они хотели проститься с арестованным монахиням Колычёвского монастыря, отправляемыми по этапу (собралось у ворот тюрьмы около 100 человек).
Монахиня Евгения была арестована 25 июня 1931 г. и препровождена в тюрьму в Егорьевске. Отвечая на вопросы следователя, она сказала: «После смерти родителей… стала вести монашескую жизнь, ходила и сейчас хожу в церковь, служу вместе со священником… и этой жизни держусь…» Монахиня Евгения была приговорена к трём годам ссылки в Казахстан. По окончании ссылки она вернулась в Егорьевск и стала помогать при храме святого благоверного князя Александра Невского. В апреле 1935 года она снова была арестована, т.к. общие молитвы на дому в те времена считались нарушением закона об отделении Церкви от государства. Евгения была приговорена к 5 годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и она была отправлена в лагерь под Ташкентом. Из лагеря она писала родственникам, чтобы прислали ей сухариков; через некоторое время, получив их, отписала, чтобы больше ничего не посылали, так как их лагерь переводят на другое место и когда прибудут, она сообщит новый адрес. Но условия этого этапа оказались столь тяжелы, что она не выдержала их. Монахиня Евгения (Лысова) скончалась 17 ноября 1935 г. в заключении и была погребена в безвестной могиле.
     
     В д. Поповской, на том месте, где сейчас стоит памятник землякам, погибшим во время Великой Отечественной войны, до 1930-х гг. стояла часовня. Время ее постройки сейчас не могут вспомнить даже старожилы. Вероятнее всего строительство часовни связано с именем Бардыгина. Такие же часовни были в д. Бобково и Васильково и относились к Горковскому приходу. Сломаны эти часовни были в 1937 или 1938 году.
  1 июля в д. Поповской отмечали праздник Боголюбской иконы Божией Матери. Икону приносили из церкви, ставили на ночь в часовне, а утром служили молебен и шли к роднику. По рассказам старожилов, икона явилась в одном из деревенских колодцев, поэтому колодец считался святым. В настоящее время он засыпан. Шествие с иконой от родника направлялось в деревню и служба продолжалась около домов. Проводил ее Горковский поп.
  Часовня была деревянной, шестигранной формы, с двумя окнами по обе стороны двери. Против двери размещались семь икон, справа от входа находился стол, на который ставили зажженные свечи. Когда часовню разрушили иконы взяли себе Татьяна Горчакова и ее мать Федосья. Затем они отдали их в егорьевскую церковь Александра Невского.
  Сторожем при часовне был Никифор Журавлев.
  На границе деревень Поповской и Бобково была маленькая кирпичная часовенка, позднее разрушенная.
  Престольные праздники в д. Поповской - два Николы (зимний и весенний), 1 июля - праздник иконы Боголюбской Божией Матери, праздник иконы Скорбящей Божией Матери (6 ноября).
     В 2008 году, по инициативе священника храма с.Никиткина о.Виталия было начато строительство в деревне часовни в честь Иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». В настоящее время оно закончено, в часовне проводятся службы, она становится настоящим духовным центром этой местности.
  
СТРАНИЦА 2.
«ЛЕГЕНДЫ НАШЕГО КРАЯ».

   Наша малая родина – часть Егорьевского района, часть обширной Мещерской низменности. Земли эти имеют долгую и достаточно бурную историю. По всей подмосковной земле немало мест, где «стоят вехи и вешки прошедшего». Они готовы рассказать нам о прошлом, было бы желание услышать. И тогда, оглянувшись, вы узнаете о своей неприметной местности много интересного. «Слова Николая Рериха «везде что-то было» полнее всего подходят к подмосковной земле, где вообще нет ни клочка, не замеченного историей…» (С.Разгонов)
   Каждая из деревень нашей местности имеет свою историю, пусть не очень богатую событиями. Люди здесь жили, растили детей, возделывали землю, строили прекрасные храмы, украшали, как могли свой быт, с некоторыми из сел нашей местности связаны легенды.
    Центром одного из приходов в нашей местности было село Никиткино. По преданию, оно названо в честь разинского сподвижника, казака Никиты, бежавшего в эти места вместе с награбленными сокровищами. Легенда также рассказывает, что сокровища эти казак якобы утопил в речке, в определенном месте, да так они там и остались.
    Одна из деревень, на месте которой находится сейчас Никиткино, называлась Шевница. Это название указывает на широко распространенный здесь когда-то промысел – обработку овечьей шерсти и валяние валенок («шева» - овечья шерсть).
         На западной стороне села, на берегу Цны, находятся 5 курганов, оставшиеся с древних времен. Учащиеся Поповской школы во время туристического похода в 1970-х гг нашли здесь каменный наконечник копья и передали его в музей.
   Деревня Поповская ранее называлась починок Полушкин и принадлежала Никольским попам из с.Горки (отсюда и нынешнее название деревни). Деревня находилась примерно в тех же границах, что и в 60-х гг ХХ в., имела 55-58 крестьянских дворов. Посередине деревни стояла деревянная часовня с оградой, окрашенная в белый цвет. По всей деревне беспорядочно были построены амбары для хранения зерна и погреба. В черте деревни имелось 3 пруда, возле которых росло несколько ветел- великанов с диаметром ствола до 1 метра.
  Деревня Бобково в начале 19 в принадлежала Прасковье Повалишиной и подпоручице Екатерине Змеевой. Достопримечательностями этой деревни являются «барские» пруд и сад. Там был и господский дом, который сгорел предположительно на рубеже 1880-х – 1890-х гг. Сама деревня, по рассказам старожилов, в 1950-х гг полностью выгорела, а затем была построена заново, рядом со сгоревшей. по рассказам жителей, на пруду прямо на воде стояла беседка, где барин мог в любое время пить чай, там же всегда стоял горячий самовар. Пруд сохранился и на сегодняшний день, но очень сильно зарос ряской, рядом растут очень старые деревья.
    С д. Поцелуево тоже связана легенда. Умер когда-то старый барин, у которого было 2 сына. Имение досталось старшему. Младший брат поссорился со старшим и уехал надолго. Прошло время, вернулся младший брат в родные края, и на том месте, где братья встретились и поцеловались в знак примирения, решили они построить новую деревню, которая стала принадлежать младшему брату.
   Деревенька Пашутино, которая сейчас уже не существует, принадлежала родственникам А.С.Пушкина.
    В д.Харинской в 1812 г стояла 20-я сотня поручика Василия Семеновского, в которую входили 12 ратников деревни. Двое из них – Ерасов и Зуйков – в составе русской армии дошли до Парижа.
    Д. Луки находилась на излучине реки. Каждая семья в ней имела свой челн. На них плавали по Цне, Оке, добирались до Дединова на ярмарку. Колодцев в этой деревне не было, воду для питья брали прямо из реки, настолько она была чиста и прозрачна.
    Много интересного можно узнать о своем родном крае, только нужно любить его и изучать. В нашем школьном музее хранятся бережно собранные учащимися воспоминания старожилов нашей местности. Вот что писала о нашем крае одна из первых учителей нашей школы Валентина Александровна Некрасова: « А вот между деревеньками Лазарево и Васинская , которые … почти «вымерли», находится сейчас заросший овраг . А когда-то по нему текла-бежала быстрая живая речушка , питающая Цну. Мы её звали кто Лептовка, кто Бурчалка. Это потому, что вода текла быстро и то лепетала, то бурчала. Вода в ней была холодная, ключевая, теперь же её совсем нет. Мало воды, погибло много полезных и нужных растений, животных. Мы должны признаться себе в потере чувства ответственности перед жизнью. Потеря совести ни в чём так не выражается, как в пренебрежении землёй, лесами, реками, в забвении наследства, которое нам оставили предки, в разрушении памятников прошлого, в неуважении к обычаям, верованиям и заблуждениям отцов».

СТРАНИЦА 3.
МОЯ РОДОСЛОВНАЯ. ХРОНИКА ПОИСКА.
(БАЛАНДИНА НАТАЛЬЯ, 8 КЛАСС)

   Общаясь со своей бабушкой, Тишкиной Клавдией Васильевной, и другими родственниками по линии мамы, рассматривая фотографии в семейных альбомах, я много узнала об истории нашего рода.
     Его главой был Кирилл Житенёв, портной из Петербурга, который вместе со своей большой семьёй в голодном 1918 году переехал в село Круги Егорьевского уезда. Особенно меня заинтересовала судьба бабушкиной тети Житенёвой Александры Кирилловны. Она вышла замуж за Василия Ивановича Милосердина, священника церкви села Никиткино. В 1930-х годах он был арестован. И ничего о нем не было известно с тех пор. Лишь в наше время удалось в Книге памяти жертв политических репрессий Московской области найти следующую информацию: «Милосердин Василий Иванович. Родился в 1889 г., Московская обл., Егорьевский р-н, д. Никиткино; без определенных занятий. Проживал: Московская обл., г. Егорьевск, Пушкинская ул., 21».
      От первого брака у Александры Кирилловны остался один сын, Александр. Он погиб в Великую Отечественную войну. Сведения о нём мы смогли получить лишь совсем недавно, на сайте Министерства обороны «Мемориал». Вот что удалось узнать: «Милосердин Александр Васильевич, 1919 г. рождения, Московская обл., г.Егорьевск. Красноармеец 6-й гвардейской стрелковой дивизии, миномётчик. Убит 04.02.1943 г. у д.Высокое Драсовского р-на Орловской обл. Захоронен: Орловская обл., Покровский р-н, В.Жерновский с/с, д.Шалимовка в братской могиле».
       Александра Кирилловна переехала в г.Егорьевск и через несколько лет после ареста мужа снова вышла замуж. И стала Крылова Александра Кирилловна. Но во многие церковные праздники ей поступала материальная помощь от церкви. Жила она в Егорьевске после замужества и до самой смерти в т.н. Казармах.
       Нелёгкая жизнь и трагические судьбы моих родственников живут в фотографиях семейных альбомов и нашей памяти.


СТРАНИЦА 4.
«ЗНАТОКИ ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯ».

1.      Почему наша деревня так называется? (Принадлежала попам из с.Горки)

2.      Имя егорьевского городского головы, много сделавшего для благоустройства нашего города. (Н.М.Бардыгин)

3.      Как назывался главный храм города, взорванный в 1935 г? (Белый Успенский собор)

4.      Как называется главный храм города сейчас? (Храм Александра Невского)

5.      В каких окрестных сёлах есть храмы? (Никиткино, Лелечи, Круги)

6.      Когда в нашей деревне появился памятник погибшим землякам? (В 1975 г)

7.      Чем день 6 ноября памятен для нас с вами? (Престольный праздник в д.Поповской)

8.      Как называется центральная улица нашего города? (Советская)

9.      Когда был основан наш город? (В1778 г)

10.  На месте какого села он был основан? (Егорье-Высокое)

11.  Где находится центр нашего сельского округа? (В с.Раменки)

12.  Сколько Героев Советского Союза в нашем районе? (19)

13.  Назовите нескольких из них. (З.Самсонова, М. Радугин)

14.  Какая деревня в нашей местности принадлежала родственникам А.С.Пушкина? (Пашутино)

15.  Сколько наших земляков погибло в годы Великой Отечественной войны? (272)

16.  Какие самые старые постройки в нашей деревне? (Старое здание конторы, дома Л.Д.Лукиной и Ю.М.Хлебникова)

17.  Когда была построена наша школа? (В1967 г)

18.  Кому до октября 1917 г принадлежал комбинат «Вождь пролетариата»? (Хлудовым)

19.  Кто основал Егорьевский историко-краеведческий музей? (М.Н.Бардыгин)

20.  Кому принадлежал дом, в котором сейчас находится новый музей? (Купцу Никитину)

21.  Как в начале ХХ века называлась центральная улица нашего города? (Московская)

22.  Назовите имена руководителей области, района, сельского округа. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий