пятница, 10 сентября 2010 г.

День города

Лекторская группа школьного музея начала свою работу с лекций "История улицы Московской" и "Знаменитые егорьевцы", которые были проведены для учащихся 6 и 11 классов. Для большей наглядности были разработаны и показаны слушателям презентации по этим темам.
Далее смотрите одну из презентаций и текст лекции к ней.

ИСТОРИЯ УЛИЦЫ МОСКОВСКОЙ (ЛЕКЦИЯ).

По плану 1778 года, утверждённому Екатериной II, главной улицей г. Егорьевска становилась улица Московская (нынешняя Советская). Это была «широкая муравчатая дорога, по которой дёшево и терпеливо передвигались большие грузы на волах», следовавшие в Москву. Главная улица пересекалась тремя площадями, начиналась и заканчивалась двумя уступами (один сохранился и просматривается – это сквер у музыкальной школы).
На заре своей истории улица представляла собой такую картину: «Срединная, главная и лучшая была гораздо длиннее двух остальных, и странно как-то выходила таким образом с обоих концов прямо в чистое поле… Бывало, становись на любом перекрёстке срединной главной улицы Егорьевска, и, оглянувшись кругом, увидишь в самом близком от себя расстоянии поля, окружающие город, и лес, замыкающий поля и близко проходящий отовсюду. И так это было хорошо: с сероватым цветом всех городских построек серовато-жёлтые поля и тёмно-зелёные хвойные леса чрезвычайно гармонировали. Начиналась и заканчивалась Московская улица Московской и Касимовской заставами.
На плане города на месте горпарка была обозначена обширная конная площадь, которая, однако, использовалась под свалку. В 1875 году по инициативе городского головы свалка была расчищена и на её месте разбит парк, который в 1897 году получил имя своего основателя Н.М.Бардыгина.
Рядом с тем местом, где сейчас находится дом №37, стояла небольшая каменная часовня, построенная при въезде в город В.Карцовым. Другая – часовня А.Невского – стояла на противоположном конце улицы.
За часовней св. Николая простиралась огромная Никитская площадь, обычно ничем не занимаемая круглый год, кроме нескольких дней в сентябре, когда на ней располагалась осенняя ярмарка с многочисленными торговыми рядами, каруселью, цирком. Никитин день (15 сентября) исстари празднуется в Егорьевске, видимо, в память о былинном боярине Никите Юрьевиче Романове, имевшем в здешних местах вотчину.
Площадь Революции называлась Хлебной, а в народе площадь и примыкающая к ней улица Тупицына – Хмелевой. Имя своё площадь получила от продажи на ней хмеля, производство которого в XIX – начале XX вв процветало в уезде. Каждую осень после уборки урожая хмеля каждый базарный день площадь и примыкающие к ней улицы заполнялись возами с хмелем. Покупателями были местные виноделы и даже заморские купцы. Помимо хмеля на площади торговали клюквой и сушёными грибами. Сушёные грибы покупали купцы из безлесных районов России.
Сразу за сквериком (у музыкальной школы) стоят два старых дома. В одном из них (ул.Советская, 46) снимала в мезонине три комнаты с кухней семья художника И.Э.Грабаря. Под фамилией Храбровы они были вынуждены бежать со своей родины Австро-Венгрии из-за того, что считали, что славянские территории должны присоединиться к России. Дом, в котором жили Грабари в 1880-1882 гг, принадлежал И.И.Кедрову, занимавшему нижний этаж, большая часть которого отводилась под лавку и склады.
В соседнем доме, последнем по улице (Советская, 44), жила семья священника И.Я.Покровского. Покровские стали друзьями и покровителями Игоря Грабаря. Масляный портрет И.Я.Покровского, написанный 16-летним И.Грабарём, хранится в Егорьевском музее.
Напротив дома И.И.Кедрова перед современным пивзаводом стоял деревянный дом, где снимала квартиру В.Н.Житова. , у которой И.Грабарь брал уроки музыки, пользовался её библиотекой. Житова была самым литературным и образованным человеком в городе. Будучи незаконнорожденной сестрой И.С.Тургенева, она воспитывалась в имении Тургеневых Спасском-Лутовинове. В Егорьевске написала книгу «Воспоминания о семье Тургеневых», опубликованную в «Отечественных записках». В Егорьевск Варвара Николаевна попала, выйдя замуж за местного помещика Дмитрия Житова, служившего околоточным надзирателем.
В ещё одном не сохранившемся деревянном доме, стоявшем перед двухэтажным кирпичным, размещалась знаменитая фотография Н.Д.Зенина, там же была книжная лавка. Мансарда была со стеклянной крышей для лучшего освещения мастерской фотографа. Во многих семьях егорьевцев как реликвии хранятся фотографии предков, сделанные Н.Д.Зениным. Наборы раскрашенных фотографий с видами города также выполнены этим мастером. Сам он возглавлял общество старообрядцев, был редактором журнала «Старообрядческая мысль».
В бывшем доме Осиповой (ныне дом № 53) помещался много лет писчебумажный и книжный магазин В.П.Руберовского, располагавший большим выбором литературы. На втором этаже того же дома несколько лет помещалось отделение банка для внутренней торговли. Это была солидная организация. Все операции по скупке и сбыту товаров егорьевских промышленников и торговцев проводились через этот банк.
В центре Хлебной площади на правой стороне, при пересечении её Московской улицей, стояла двухэтажная шестиугольная башня-бассейн, построенная в 1877 году вместе с водопроводом. Бассейн предназначался для снабжения водой бочек пожарного обоза. Такие же башни стояли на Соборной и Щепной площадях. В 1924 году после установки пожарных гидрантов башни были разобраны.
Трёхэтажный дом (Советская, 60)со времени появления в городе солдат 139-го Моршанского пехотного полка вплоть до 1914 года занимался штабом полка, с 1914 по 1917 – штабом 80-го пехотного запасного полка. В1919 г – штабом 14-го стрелкового полка, направляющегося на борьбу с Колчаком. В годы нэпа в доме был ресторан, в конце прошлого века верхние этажи использовались под квартиры, а на первом располагался молочный магазин.
В двухэтажном каменном доме (Советская, 58/11), принадлежавшем купцу Кулакову, в разное время размещались воинское присутствие, мужская прогимназия, театр. Перед революцией 1917 года в первом этаже помещались камера и канцелярия городского мирового судьи, а во втором этаже – палата выездной сессии Рязанского губернского суда. В 1918-1919 гг в доме была организована бесплатная столовая для голодающих. Затем размещалась восьмилетняя школа № 17. С 1 мая 1946 года в этом здании открыт Егорьевский краеведческий музей.
Во дворе углового дома (Советская, 52) жила семья офицера Моршанского полка Н.С.Гоголева . Здесь прошли детские годы артистки Малого академического театра Е.Н.Гоголевой. В этом доме жил доктор Д.Никитин – первый врач и секретарь Л.Н.Толстого.
Здание по адресу ул.Советская, 71 принадлежало купцу Клопову. В 1878 году оно было сдано под открытую за 4 года до этого мужскую прогимназию, где она просуществовала 11 лет. В ней учился И.Грабарь. Позже в этом доме была устроена считавшаяся лучшей в городе гостиница Селезнёва на 10 номеров. Всего в городе было в то время 6 гостиниц. В трактире Селезнёва был установлен «орган», за 10 копеек можно было заказать музыку. В советское время в этом здании долгое время размещались гостиница, ЗАГС, магазины.
Дом по ул. Советской, 73/20 выделяется своей архитектурой. Принадлежал он купцу Никитину – дяде Н.М.Бардыгина. Балкон и лепные украшения в стиле «ампир» дом получил после реконструкции в 1914 году. До этого красные кирпичные стены не были оштукатурены, окна были обведены белой краской. Это здание было снято под вновь открывшуюся мужскую прогимназию. Занятия начались 11 сентября 1874 года. В первый год там учились 52 мальчика. Обучение было платное, для учеников была установлена специальная форма. Позднее второй этаж был арендован под городское женское училище, переведённое затем в специально построенное здание (теперь школа № 10). На первом этаже была бакалейная торговля Рязанова, где продавались сигареты, папиросы, канцелярские, учебные товары, настоящее деревянное масло, писчая бумага. В советское время в здании размещались различные учреждения, книжный магазин, отдел социального обеспечения, гороно, детские ясли имени Клары Цеткин. Второй этаж пустовал с 1979 года до начала реконструкции в 1989 г. Теперь там расположен историко-художественный музей.
В 1914 году на Соборной площади было построено выделяющееся своей архитектурой двухэтажное здание в стиле «модерн» - Общество потребителей при фабрике Хлудовых. Замечательной была отделка потолков, выполненная в технике «гризайль». Эти росписи сохранялись до 1989 года, затем при ремонте были закрашены масляной краской. Первый этаж и подвальное помещение занимало под склады и магазины первое в Егорьевске кооперативное общество потребителей, а второй арендовал Русский для внутренней торговли банк. В советское время там размещались центр рабочих кооперативов, архив, затем центральная почта и телеграф.
Угловое одноэтажное здание на Советской площади рядом с почтой (теперь перестроено) было занято под «колбасную». В городе в начале XX века было 6 колбасных заведений, где колбасу не только подавали, но и изготовляли. Также и в булочных, которых было 11, занимались выпечкой хлеба, поэтому в разных лавках он различался по вкусу. Долго сохранялось название булочной Золотарёва (Советская, 71).
Два двухэтажных здания на Соборной площади (магазины «Пирамида» и «Гастроном») были построены городской управой как торговые корпуса для сдачи в аренду в 1879 г. По ограде Соборной церкви было 46 торговых помещений, построенных в 1876 г и разобранных в 1918 г. Средства от сдачи этих лавок шли на содержание Собора.
В зданиях, расположенных полукольцом вокруг нынешнего памятника Ленину, располагались лавка купца Рязанова, магазин, торговавший порохом, ружьями, бенгальскими огнями. Нынешний магазин «Детский мир» - это в прошлом торговая лавка Хренова, где продавались готовое платье, обувь, шапки, мануфактура. Второй этаж занимала Городская Дума. Недалеко находился торговый дом «И.Я.Врубель и М.Т.Лахонкин», где принимали заказы на готовое мужское, женское и детское платье. На втором этаже размещались городская управа и Егорьевский общественный банк, принадлежавший городу. Появлением своим он обязан Герасиму Хлудову, который завещал городу 40 тыс. рублей с условием, что ежегодный доход от деятельности банка должен распределяться путём лотерей в пользу осиротевших девушек-невест уезда. Ежегодно в день именин Герасима Хлудова разыгрывались 100 выигрышей достоинством 50 и 100 рублей. Около 400 девушек-сирот, отобранных волостными управами, принимали участие в этой лотерее. Девушки, выигрывавшие в лотерее, становились богатыми невестами и пользовались благосклонностью женихов.
До сих пор привлекает внимание на площади дом Н.М.Бардыгина (здание администрации). При постройке он дважды горел – в 1867 и 1868 гг. Семью в этот период постигло множество несчастий. Дом, как было принято тогда, строился с помещениями на 1-м этаже под лавки и амбары. До сих пор в этом доме существует единственная с тех времён мраморная лестница, лепные и расписные потолки в бывшем кабинете городского головы.
Ещё один интересный штрих в облике Соборной площади. Жизнь в городе начиналась рано. Уже в три часа утра рабочие шли на хлудовскую фабрику «на зачин». Начиная от Собора, вниз до самых фабрик около 30 женщин по прозванию «печёночницы» продавали горячую требуху рабочим, идущим на смену. Они усаживались на мостовой на кадки с требухой, обёрнутые тряпьём. Перед торговками стояли ящики с коромысловыми весами, небольшие кадочки. Соль предлагалась бесплатно. Бумагу для обёртки поставляли мальчишки, с которыми расплачивались той же требухой. В посты требухой не торговали, а продавали варёные груши и грушевый квас.
Крупнейшими домовладельцами в городе были купцы Бреховы. Им принадлежало 18 жилых домов и 2 отдельных торговых помещения. Сами они жили в доме, где сейчас находится УВД. Соседние здания также принадлежали им.
Пётр Григорьевич Брехов передал свой дом под молитвенный для старообрядцев (бывший дом пионеров). На первом этаже своего дома он содержал приют для девочек 12-13 лет. Каждую воспитанницу по достижении 18-20 лет он выдавал замуж, награждая богатым приданым. Для своей больной жены он надстроил во дворе над одним из сараев рубленый из брёвен 2-ой этаж. Во дворе его дома стоял стол, на который каждое утро выкладывали 300 калачей и 150-200 штук монет по 3-5 копеек для бедных. В городе в те времена было много бездомных. Летом Брехов, выезжая на дачу, забирал их из города. Там он их сытно кормил, за что они собирали для него грибы и ягоды, которые возами поставлялись в город на продажу. К осени отъевшиеся и посвежевшие они возвращались в город и занимались своими прежними делами.
Для приезжающих в город на подводах и пришедших пешком из отдалённых деревень крестьян существовали постоялые дворы. Их было 11, все они размещались на участке от Соборной площади до юго-восточного конца Московской улицы. Такое неравномерное распределение постоялых дворов объясняется тем, что главный приток приезжих был именно с этой стороны. Приезжающих в город на постоялом дворе в любое время дня и ночи встречал дворник, ставил лошадь под навес. С этого времени весь уход за лошадью переходил к дворнику. Комната для ночлега была общая. В некоторых ночлежках стояли плиты, на которых всегда кипела вода для чая. У этой же плиты сушили намокшую одежду и обувь. Спали на дощатых сплошных нарах с проходом посередине. Одну половину занимали женщины, другую – мужчины. На ночь нары застилались тюфяками с сеном, укрывались своей верхней одеждой. Количество мест на нарах не ограничивалось.
Напротив нынешнего здания УВД был аптекарский магазин Ивана Мартыновича Кюта. В городе в начале прошлого века было 3 аптеки и несколько аптекарских магазинов. В них помимо очков, пенсне продавали средства для стирки белья, косметические товары.
На Щепной (Ленинской) площади не сохранилось ни одного старого дома.
В помещении «Мясной лавки» (Советская, 129) существовал трактир Жаркова. Трактиров и чайных в городе было 46. В чайных (26) подавали только чай, баранки и сдобу. В трактирах (20) торговали водкой и разнообразной закуской. Чайные имели вывеску с синим фоном, а у трактиров вывеска делилась по диагонали на 2 цвета – зелёный (верхний) и синий (нижний). Зелёный означал продажу водки, а синий – чай в придачу. Каждый трактир имел свою отличительную черту. Любители политики посещали трактиры Жаркова или Кабанова, в трактире Сидорова всегда играл гармонист и выступали песенники, во дворе трактира Бутырёва можно было играть в кегельбан, зимой у него играли лучшие баянисты города Зайцев и Родимцев. Чайная Вороновой на Соборной площади отличалась хорошими сортами чая, была излюбленным местом купцов. Трактир Зиновьева был пристанищем религиозных фанатиков. Дурной славой среди чайных пользовались единицы.
Воссоздавая облик Московской улицы конца XIX – начала XX вв, нельзя отдельно не сказать о торговле. На Московской улице было всего 3 дома, при которых не было магазинов. Торговали на первых этажах домов, в разрывах между домами, даже в подъездах. Торговля оживлялась, когда в город возвращались с отхожих промыслов плотницкие артели, в базарные дни и в дни ярмарок – Никитской, на Егорьев день, Успенской. Освещалась улица керосиновокалильными фонарями. Свет от фонарей был очень сильным, распространялся на соседние улицы. Ухабистая булыжная мостовая во избежание несчастных случаев была отгорожена от тротуаров тумбами. Проезд был опасен для пешеходов особенно зимой, когда сани заносило на тротуар. Весьма колоритными фигурами в городе были легковые извозчики. Их постоянные стоянки («биржи») находились на углу нынешних улиц Советской и Л.Шмидта и напротив нынешней гостиницы «Егорьевск». Московская улица заканчивалась на пересечении с Широкой (ул. С.Халтурина). Десяток домов, выросших за чертой города, получил название Новой слободы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий